Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании - например, вместо "б" пишет "п" и т. п.). Это и импульсивность, неумение контролировать свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться.

Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе. Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка связан с особенностями его системы получения информации.

Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок, которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может быть написана и буква "е", и буква "и".

Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики.

И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.

Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький ребенок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как малыш, коверкающий слова.

Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например, сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок".

Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой", "влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, которые передаются предлогами.

Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).

Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение, в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне и т.д.").

Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок на письме. Это умение запоминать, "фотографировать" слова глазами, а еще умение мысленно представлять слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения.

- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно "нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду.

- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой.

Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы занятия с профессионалом - логопедом или корректором по русскому языку. Сколько понадобится таких занятий, зависит от степени речевых нарушений у ребенка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать мгновенных сдвигов.

Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не"). Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать их правильно!"